Вот,
что написано в официальном правительственном докладе
королю о том, что произошло дальше. «Когда корабль
вышел в открытую бухту, налетел сильный порыв ветра.
«Васа» наклонился, но выправился. Второй порыв
завалил корабль на борт. Через открытые пушечные
порты хлынула вода и «Васа» медленно пошел на дно с
поднятыми парусами, флагами и всем прочим».
В своем
первом и единственном плавании «Васа» прошел всего
1300 метров, меньше морской мили. Вместе с ним ушли
на дно около 50 человек. Помощь пришла быстро, но
«помочь уже было невозможно».
Через
две недели о катастрофе стало известно королю,
который в то время находился в Пруссии, занимаясь
войной с Польшей. В ответном послании
Государственному совету он писал, что, по его
мнению, «Васа» затонул «из-за глупости и небрежности
и что виновные должны быть наказаны».
Расследование катастрофы флагмана "Васа"
Следственная комиссия была создана немедленно,
но наказания никто не понес. Почему?
То,
что технической причиной катастрофы оказалась
неустойчивость корабля, было очевидно. Как ветер
повалил корабль, видели все.
Виноват капитан Сёфринг Ханссон? И, например,
были плохо закреплены пушки? Это обвинение было
сразу отведено. Орудия на палубах были
установлены строго по шведскому военно-морскому
Уставу.
Или
в трюм загрузили недостаточно балласта (в виде
больших камней) для устойчивости на воде? За
балласт тоже отвечает капитан. Нет, весь
необходимый по расчетам балласт был на борту.
Это полностью подтверждали документы.
А
может, капитан был просто пьян? Но
многочисленные свидетели говорили обратное.
Судостроитель Хейн Якобссон и арендатор Арент де
Грот тоже были признаны невиновными. Они
доказали, что все параметры корабля
соответствовали проекту, утвержденному королем.
А он хотел иметь на корабле больше пушек, чем
обычно устанавливалось. Для них были построены
две дополнительные палубы, а значит, надстройка
стала значительно выше.
Король хотел, чтобы судно было прочнее и его
приходилось делать тяжелее. И, прежде всего, в
надводной части, которая с мачтами, парусами и
артиллерией стала тяжелее подводной. «Васа» был
слишком большим и слишком хорошо вооруженным. Но
если его габариты вышли за рамки проекта,
значит, строители должны были внести поправки.
Выходит, виноваты все-таки они?
Но
и здесь не так просто. Это сегодня мы можем
точно рассчитывать плавучесть кораблей. А в XVII
в. кораблестроители не умели рассчитывать
остойчивость судна. Они пользовались
составленными на основании собственного опыта
таблицами габаритов корабля, где мало
учитывались парусность и скорость ветра. Причем
таблицы были нередко семейным секретом, который
передавался из поколения в поколение. Изменения
в таблицы вносились опять-таки после накопления
какого-то критического числа допущенных ошибок,
которые указывали на неточности. И узнать с
помощью этих таблиц, что случится, если
возрастет число орудий, было невозможно. Как
говорится, требовался «опыт, сын ошибок
трудных». Новые решения не всегда удавались, как
это бывает и сегодня.
Мало того, для современников «Васы» его
катастрофа не была чем-то экстраординарным.
Тогда крупные корабли с высокой надстройкой и
большим числом пушек нередко опрокидывались
из-за ветра, волнения на море и отдачи при
артиллерийской стрельбе залпами. В конце 1620
гг. из-за плохих парусных характеристик Швеция
потеряла 13 боевых кораблей и только два - в
бою.
«Если бы его величество был дома!»
Получается полноценных субъективных причин
гибели «Васы» не было? Но и это не так. Шкипер
Йоран Матссон на допросе рассказал, как перед
отплытием испытывалась остойчивость королевского
флагмана. Тридцать матросов перебегали с одного
борта на другой. После трех раз перебежки
прекратили, увидев, что судно может
перевернуться. При этом присутствовал один из
самых влиятельных флотских начальников адмирал
Флеминг. Единственное, что он сказал: «Если бы
его величество был дома!».
Адмирал мог предотвратить роковой выход в море.
Но ведь корабль уходил в плавание по
королевскому приказу. И отменив его, как потом
пришлось бы объяснять это монарху? Как сказать,
что именно по его воле корабль оказался
перегружен? Что, стремясь усилить огневую мощь
судна, он сделал его небоеспособным? Для этого
адмиралу Флемингу, как говорят сейчас, не
хватило гражданского мужества. Что и стало
главной причиной катастрофы.
Всплытие флагмана "Васа"
«Васа» затонул на глубине 32 метра. Первые
попытки его подъема были сделаны почти сразу
после катастрофы. Работами руководил тот самый
адмирал Флеминг. Из Карелии был приглашен
водолаз Ханс Улофссон, который «мог ходить» под
водой в специальном колоколе. Но все усилия
оказались напрасными.
Многие потом пытались поднять корабль с помощью
крюков и якорей и также потерпели неудачу. Но
через тридцать лет, опять таки с помощью
водолазного колокола, удалось все-таки поднять
большинство пушек. Это была беспримерная работа.
Водолаз, одетый в плотный костюм из двойной
кожи, стоял на свинцовой платформе, подвешенной
к колоколу. В полной темноте надо было
освободить орудие весом почти в тонну с лафета,
вытащить его через пушечный порт и поднять на
поверхность. Главным инструментом был крюк,
управлять которым можно было с помощью
подергиваний, адресованным к помощникам наверху.
За два года шесть водолазов подняли 50 пушек. В
те годы бронзовые пушки представляли главную
ценность из того, что было на корабле, и поэтому
после их подъема спасательные работы
приостановились на три столетия.
Только в 1961 г. через 333 года после
катастрофы, включая пять лет подготовительных
работ, корабль был поднят со дна моря. Кстати, в
одном из проектов подъема предлагалось наполнить
судно... шариками для пинг-понга. Но был принят
классический вариант с помощью понтонов и
тросов. Понтоны затопили, затем соединили их
тросами, протянутыми под судном, потом выкачали
воду из понтонов и они подняли корабль.
Многое было сделано, так сказать, на
общественных началах. Шведская спасательная
компания «Нептун» свою часть работ выполнила
бесплатно, государство предоставило корабли и
персонал, недостающее было куплено на средства,
поступившие от частных лиц и компаний в рамках
кампании «Спасите «Васу».
Вместе с «Васой» было найдено около 14 000
разнообразных предметов, включая 500 скульптур и
шесть парусов, которые не были установлены во
время крушения. После подъема их укрепили,
наклеив на ткань из стекловолокна. Это старейшие
сохранившиеся паруса в мире.
Символично, что первой находкой, которая была
снята с корабля, оказалась резная львиная
голова, на которой еще сохранились следы желтой
и красной краски. Лев в Швеции символизировал
тогда королевскую власть. А Густава II Адольфа
называли «Северным львом».
Для
историков, археологов и искусствоведов поднятый
корабль оказался настоящим кладохранилищем.
Везде множество резных украшений в стиле
ренессанса и раннего барокко. На корме
скульптуры 23 библейских воина Гидеона с горнами
и факелами, на бикхеде на носу резные
изображения 20 римских императоров, по бортам
деревянные фигуры морских богов, русалок,
тритонов, смеющихся чертей...
Во
внутренних помещениях – адмиральский стол, пули
для мушкетов, бочки с провиантом, матросские
рундуки с одеждой и мелкими вещами, кухонная
утварь, оловянный офицерский сервиз, нарды,
несколько бутылок с ромом, бронзовые
подсвечники, медицинские инструменты,
корабельная касса, коробочка с женским
локоном... и даже останки бедняги корабельного
кота. Выяснилось, например, что камбуз находился
в нижней части судна. Печь была сложена из
кирпича, трубы не было, и дым выходил через
батарейные палубы, где, у пушек, матросы и
спали, поскольку каюты были предусмотрены только
для офицеров.
В
одной из кухонных бадеек сохранилось сливочное
масло, и один из водолазов рискнул попробовать
его. Дело закончилось всего лишь сыпью вокруг
рта.
На
основные реставрационные работы ушло 18 лет. Но
они и сейчас продолжаются, в том числе и при
помощи специалистов из России. Чтобы избежать
растрескивания, значительное время, когда судно
уже было помещено под крышу временного музея,
его орошали специальным веществом –
полиэтиленгликолем, который применяется, в том
числе, и в кремах для рук. Сегодня на 80% судно
состоит из подлинных частей и доступно для
осмотра в огромном крытом Музее корабля «Васа»,
что находится на острове Юргорден в центре
Стокгольма. Это единственный в мире практически
полностью сохранившийся корабль XVII в.
Александр Попов, 04.04.06
Использованы материал с сайта
http://www.go2travel.ru/